Клиент всегда прав!
Мотивация этой «статьи»: перечитал свое старое сообщение на достаточно популярном seo форуме (название умолчим), случайно натолкнулся на ссылку, перечитал, решил «расширить и усугубить» в продолжение статьи: Выбор подрядчика на создание сайта. Менее аргументировано, более эмоционально.
Вопрос, старый как мир, периодически проявляется и в нашей практике сайтостроения и seo (увы). При этом, как водится, к основному тезису «подтягиваются» смежные, не касающиеся непосредственно изготовления сайта. Скорее — этические, человеческие, социальные, психологические. Мелкие, но, порой — «тяжелые». Суть вопроса:
«Клиент всегда прав!» — или с точностью до наоборот? Есть, конечно, «золотая середина». И часто она находится, как «в споре рождается — истина». Но: а если «на принцип»?
Бывает по-разному во взаимоотношениях с клиентом. То тихо-мирно, то конфликтно (не часто). Попробуем оценить/выявить причины недопонимания.
Особенно «напрягает» заказчик после прохождение всяких коучингов, курсов, семинаров по маркетингу (seo, веб, сайтостроению, рекламе и пр.). Почему-то, пройдя некий мифический курс «обучения», заказчику веб-проекта начинает казаться, что он — «всё знает» и еще хуже — «всё умеет» в означенном и обученном вопросе. Начинается — беда.
Первое, что клиент делает — «рушит» проект. Внесение непотребных правок («поперек» сео, верстки, форматирования, логики, пр.), установка псевдо-полезного скрипта, проплата ненужных сервисов с установкой на проект вредоносного кода и т. д. Фантазия — «бьет ключом по голове», гаечным.
Дальше — хуже, инициируется «продвижение» сайта, что совсем плохо. Уже не беда, но катастрофа, вплоть до фильтров/санкций от google. И ведь люди умные (как правило), но… Но — что? Знают лучше — как продавать? Как продавать — да. Но: не как строить, двигаться, продавать в интернет.
Сложилось мнение, что: скачал дистрибутив cms, шаблон (или квик-старт), поставил — сайт готоффф! За полчаса. И этот бред — работает, увы. Как и миф — «сделать сайт самостоятельно» — конструктор.
Есть и внешний фактор «спроса и предложения» в обстановке вечного отечественного кризиса: много стало заведомо ложных «предложений» работ и услуг в областях seo и сайтостроения от людей, мягко говоря, некомпетентных. Как итог — к нам стали чаще обращается за доработкой, переработкой и сносом «криво» установленного софта, но… деньги за него оплачены, бюджет исчерпан, остались «крохи»… на доработку/переделку/модернизацию. «Умельцев» в Сети становится — всё больше, а нормально проставленных, технологичных и функциональных сайтов — всё меньше.
Конкуренция — это прекрасно, «за!» При адекватных равных (примерно) навыках вебмастеров — конкуренция понятна, полезна и уместна. Но, теперь конкурировать приходится с дилетантами, у которых недостаток опыта/знаний успешно(!) подменяется наглостью отъявленных мошенников пополам с супер-эго самомнения псевдо-мастеров. Забавно, но заказчик на этот «сплав» откровенного вранья — «ведется». Конкурировать — наглостью и навыками «обувателей»? Это — странно.
Это не конкуренция, а профанация. Но цену на услуги адекватных веб мастеров — реально «сбивает». Более того, вызывает заведомое недоверие ко всему цеху добросовестных web строителей. Печально, когда «веб студии» используют ukoz (или wix) и… гордятся этим. Печально, когда школьник — «запилив» на бесплатный хостинг свой первый и единственный в жизни WP — мнит себя круче Лебедева и Дурова вместе взятых. Откуда эдакое самомнение и наглость?..
Сайт «сделал на коленке» и отвалил, через месяц cms — «издох» (взломали, осыпался, иное). И? И всё, «сливай воду», «концов не сыщешь» (иные популярные цитаты).
У «этих» — тоже есть свой заказчик, который платит деньги. Город Зеро?
И этот заказчик — прав?.. Точно? Ведь деньги за «конструктор» или «дрова» — уплочено (а закономерно плачевный результат проекта — предсказуем). Почему?.. При заказе сайта — должен же быть минимальный инстинкт самосохранения (денег и времени) у клиента?
Никто не требует от него обширных знаний нюансов сайтостроения, просто — погугли. Любой вебмастер «наследит» в Сети, отзывы, комментарии, блоги в социальных сетях. Проверяй! Сравнивай. Сайт стоит изрядных денег, нельзя же просто их «спустить в унитаз» у первого-попавшего-под-руку «самоделкина», даже если он отрекламирован в Яндекс.Директ.
Клиент прав, пока он платит деньги… по назначению, с чувством, с толком, с расстановкой. Без идиотских затей и «надувания щек» (после очередного посещения «курсов веб-маркетинга», где его «обули» на очередное бабло и посеяли в голову — безумных тараканов идиотизма.
Имхо, клиент всегда неправ. Причина: он не понимает сути/механики/логики вопроса в той же степени, что знает веб мастер. И это понятно, нельзя знать — всё, даже если человек/заказчик — гений (не встречал).
«Воспитывать» заказчика… процесс неблагодарный (эго непомерное, как правило), но неизбежный. Года через три — товарищ начинает понимать многое и перестает «совать руки в отлаженный механизм». Но сам процесс… не самый приятный, в отличие от секса
Клиенту совсем НЕ по-фиг, на чем сделан сайт и стаж вебмастера (по крайней мере — не должно быть по-фиг). От этого зависит качество выполнения работы. Если ушлый дилетант «сшибет» аванс и исчезнет, то?.. Какие, блин-клинтон, «бабки»- дедки? (причем, даже при наличии «договора и ТЗ», что есть — фуфло и «развод», как правило, толпа умных и пустых слов).
Всё это проза жизни, но — лирика. Я уважаю мнения всех своих заказчиков (и их самих), лишь иногда — не понятна их изначальная позиция: «Ах, обмануть меня несложно! Я сам обманываться рад!» Пушкин, без сомнений — гений. Но он изложил в стихах — не пример для подражания заказчика веб-сайта. (избавиться от привычки — смайлики в статьях — крайне сложно, сорри!)
Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Комментарии не зарегистрированных пользователей проходят премодерацию, комментарии зарегистрированных пользователей публикуются без предварительной проверки Администратором и без Капчи | Регистрация
Правила публикации: наличие здравого смысла. Email комментаторов не публикуется.