Skip to main content
дневник доживающего будь готов

Нам нет преград, а нам их и не надо!

Грустный юбилей станции «Академическая»

метро академическая москва

Блуждая по просторам Яндекс Дзен редко «натыкаещься» на что-то интересное. Но — бывает, хотя и крайне редко. Случайно попался «на пути следования» замечательный материал по теме (в заголовке) и, с разрешения автора, не мог его не продублировать здесь. Поскольку интересно и настольгично, когда-то давно частенько бывал в окрестностях метро «Академическая». Надо сохранить «на память».

Первоисточник: автор IPAAT, авторская лента Дзен.

Ниже: авторский текст.

станция метро «Академическая»

Первый поезд с пассажирами прибыл 13 октября 1962 года на станцию метро «Профсоюзная».

Станция «Академическая» в Москве была открыта 60 лет назад, 13 октября 1962 года. Изначально она должна была называться «Черемушки» по названию окружающего района, но ближе к открытию это название «передали» конечной на тот момент станции этой линии — «Новые Черемушки», которая открылась одновременно с «Академической».

А «Академической» станцию назвали потому как в ее окрестностях было несколько Академических проездов — 1-й, 2-й, 3-й. Они же, в свою очередь, были так названы задолго до появления тут жилой застройки — еще в 1930-40-50-е годы на этих задворках Калужского шоссе были построены многочисленные институты Академии наук СССР. До сих пор в районе есть и Дом академии наук (где получали квартиры ученые), и гостиница «Академическая», до недавнего прошлого был большой магазин «Академкнига». В общем для современного жителя Москвы станция «Академическая» — непонятный топоним (некоторые даже путают его с районом Большой Академической улицы на другом конце города), но раньше он был вполне приемлем и понятен каждому горожанину.

станция метро «Академическая»

1956 год. Перед началом массовой застройки Черемушек. В левой части кадра, у перекрестка с будущей Профсоюзной улицей (которая пока только угадывается), через 6 лет появится метро «Академическая». Панораму собрал из присланных мне автором фотографий.

станция метро «Академическая»

1959 год. Копают тоннели в районе будущей «Академической».

Для нашего района открытие метро было большим событием — ведь к 1962 году Черемушки — уже стали именем нарицательным и эта часть города активно застраивалась новехонькими пятиэтажками, куда люди перебирались из деревянных бараков. Население росло, а ближайшей станцией метро был «Университет». Об этом сейчас напоминает тот факт, что практически все сохранившиеся маршруты наземного транспорта, проходящие через наш район, тем или иным способом, создавая невообразимые дуги и зигзаги, но обязательно заканчиваются (как трамваи) или проходят (как автобусы) у метро «Университет». И вот, с 1962 года, нужда кататься далеко отпала. Стало можно пользоваться «своими» станциями — «Академической» и «Профсоюзной».

станция метро «Академическая»

Строительство станции «Черемушки» (ныне — «Академическая») Московского метрополитена имени В.И. Ленина. Маркшейдеры П.Л. Чайванов и О.М. Мошнина проверяют правильность укладки пути. Фото В. Мастюкова и В. Янкова, июль 1960 г.

Интересно, что эти станции — одни из первых «сороконожек» московского метро — при Хрущеве на поток было поставлено не только жилищное строительство, но и строительство метро. Был разработан проект типовой станции неглубокого заложения, несущим конструкциями которой были однотипные колонны в количестве 40 штук, а стены облицовывались обычно плиткой, реже — каменными панелями.

станция метро «Академическая»

Строительство станции «Академическая» метрополитена имени В.И. Ленина. Фото М. Филимонова, 1960 г. На этом снимке хорошо видны колонны-«сороконожки».

станция метро «Академическая»

1960 год. Уже возводят крышу станции.

станция метро «Академическая»

Станция метро «Профсоюзная» за несколько дней до открытия — 6 октября 1962 года. Фото О. Кузьмина.

станция метро «Академическая»

Станция метро «Академическая» в год открытия. Из статьи в журнале «Строительство и архитектура Москвы» № 11/1962, рассказывающей о пуске участка Калужско-Рижской линии от «Октябрьской» до «Новых Черемушек».

Еще один интересный факт — эскалатор южного вестибюля. Он один (работает только на подъем) и считается чуть ли ни самым коротким во всем московском метро. История его появления овеяна легендой: по нормативам никакого эскалатора тут быть не должно было, т.к. глубина очень маленькая. Но рядом с этим выходом из метро уже был построен т.н. «Генеральский дом», в котором жили высокопоставленные военные чины и ветераны, и, дескать, эскалатор специально соорудили «по просьбе трудящихся». Мне лично это кажется сомнительным, поскольку у всех генералов не было нужды пользоваться метро — у них были служебные и личные машины, но другого объяснения наличия этого эскалатора я не знаю.

станция метро «Академическая»

Сделал фото закрытого на несколько дней в мае 2020 года из-за недокарантина южного выхода на «Академической». Эскалатор — справа.

станция метро «Академическая»

Начало 1980-х годов. Почти идиллия.

станция метро «Академическая»

1994 год. Приметы времени.

К своему 40-летию станция изменила облик — вместо белой плитки с синими полосами, которая к тому времени изрядно пооблетела, в 2002-2003 годах появился... сайдинг. Общую цветовую схему сохранили, но душевность испарилась напрочь. К нынешнему времени этот сайдинг выглядит совсем плачевно — это же не плитка, его так просто от въедающейся грязи не отмоешь, а за 20 лет её накопилось немало...

станция метро «Академическая»

Станция в новом «сайдинговом» обличье. Фото из Википедии.

Но самые кардинальные изменения на «Академической» произошли в 2018 году. Во-первых над выходами из-под земли стали строить крытые навесы. Строили даже не гастарбайтеры, а дети гастарбайтеров — реально чуть ли не подростки. И строили сразу из уже проржавевших деталей. Естественно, возмущая этим жителей района. Понятное дело, что по собянинской традиции после ремонта всего через полтора месяца последовал ремонт ремонта — заново переделывали крышу. Потом был еще один ремонт — заново разобрали все лестницы и заново их сделали. Но и это не помогло — новые вестибюли текли как решето. Их и в третий раз закрыли и опять разобрали лестницы, опять сменили облицовку стен. После этого вода хоть и течет, но уже изредка.

Еще не всю ржавчину закрасили... Фото сделал летом 2018 года.

станция метро «Академическая»

Станция в новом «сайдинговом» обличье. Фото из Википедии.

станция метро «Академическая»

Вот такое умильное фото сделал в 2018 году — рабочий отдыхает на восстановленной после очередного ремонта ремонта лестнице на «Академической».

станция метро «Академическая»

Но в 2019 году лестницу опять решили разобрать.

станция метро «Академическая»

Последний ремонт ремонта крыши делали уже «белые люди». И постарше подростков...

Но главное в другом — в 2018 году объявили, что тихая «Академическая» станет... пересадочной станцией. Что через нее проведут новую линию метро, построив вторую станцию. Вообще, история этой линии, уходит еще в советское время — она должна была протянуться вдоль Ленинского проспекта. Но не успели — СССР развалился. В России эта линия оказалась никому не нужна. Но в 2010 году у Москвы возникла раковая опухоль вплоть до Калужской области, которая начала активно застраиваться человейниками. Застраиваться начала, но вот продажи шли не очень — как ты не назови «Новую Москву», добираться из нее час до города — то еще удовольствие. И вот власти города решили, что метро должно стать просто частью девелопмента. Что все новые станции должны приносить прибыль застройщикам города человейниками. Так родилась идея осчастливить «новых москвичей» линией метро за МКАД длиной аж 40 км. Планы эти созрели в 2010-х годах и подразумевали провести линию метро просто вдоль Калужского шоссе от Троицка до Москвы, а там вдоль Ленинского проспекта до одноименной станции. Но после пуска в 2016 году МЦК станция «Ленинский проспект» оказалась одной из самых перегруженных, поэтому ежедневный поток в сотни тысяч «новых москвичей» было решено отвести куда-нибудь в сторону. И детишки из дептранса решили, что правильнее всего будет перегрузить не «Ленинский проспект», а соседнюю станцию — «Академическая». Причем для оправдания своих действий, они придумали, что таким образом разгрузят всю южную часть Калужско-Рижской линии. Ага.

станция метро «Академическая»

Протесты жителей Академического района против строительства новой линии метро. Фото с сайта metro.wtf

станция метро «Академическая»

Наскальная живопись. Помнится, там еще кое-что нелестное про Собянина было, но это убрали почти сразу... Фото с сайта metro.wtf

В 2019-м году, несмотря на протесты жителей района, план строительства был принят. При этом власти даже не скрывали, что после его реализации «Академическая» станет САМОЙ ЗАГРУЖЕННОЙ станцией московского метро — проектируемый пассажиропоток — под 250 тысяч человек в сутки. Это в полтора раза выше, чем на «Выхино» в её самые худшие времена и в два раза выше, чем на сегодняшней официально самой загруженной станции — «Комсомольской».

Но история на этом не закончилась — в 2020-м году власти решили, что мало везти на «Академическую» сотни тысяч пассажиров из Новой Москвы, надо еще десятки тысяч людей из человейников на территории завода ЗИЛ к ним присовокупить — на МЦК до «Ленинского проспекта» им не особо удобно добираться.

В том же году утвердили и вид новой станции, который в народе сразу прозвали «Крематорий».

станция метро «Академическая»

Таким будет интерьер будущей станции

станция метро «Академическая»

И выход из него

Но и на этом не остановились — в 2021-м году к станции «ЗИЛ» решили подвести линию из другого огромного района Москвы — Бирюлево. А ее впоследствии продлить в другую часть Новой Москвы. И что самое интересное, на этот раз эту Бирюлевскую линию было решено сделать... без пересадок на другие, ведущие в центр. Просто тупо все едут на метро до «ЗИЛа», потом — до «Академической», а там уже кому куда нужно. Поднялся такой протестный вой, что власти всё же «облагодетельствовали» эту Бирюлевскую линию одной пересадкой — на станцию «Технопарк». Но (внимание!) переход там будет НАЗЕМНЫМ. Длиной (опять внимание!) один километр. Как думаете, у многих будет желание, выходить из метро и тащиться по улице километр, чтобы опять в него зайти? Или проще будет проехать еще пару остановок до нормального перехода на «Академической»? Впрочем, нормальным по проекту его назвать нельзя — надо будет всё равно подняться с одной платформы, пройти по длинному коридору, чтобы попасть... Нет, не на платформу старой «Академической», а в наземный вестибюль, где присоединиться к входящим на станцию жителям района. Но всё равно это лучше, чем пешедралить километр до «Технопарка».

станция метро «Академическая»

Вот такую «благодать» и «транспортную доступность» из примыкания двух новых линий обещают власти на «Академической» в 2027 году

В январе 2021-го начали строить новую станцию «Академическая». Изначально обещали открыть её в 2023 году, потом — в 2024 -м, но сейчас уже говорят о 2025-м...

станция метро «Академическая»

Пообещали и УЖЕ обманули

станция метро «Академическая»

Чего стоят обещания наших властей...

станция метро «Академическая»

...которые так легко меняются

А теперь — главное. Почему юбилей станции грустный. Дело даже не в том, что она станет самой загруженной в нашем метро. Если бы все эти проблемы оставались ПОД землей, район бы еще их как-то пережил. Вспомнив хотя бы о той же альтернативе с «Университетом». Но нет. Аккурат к юбилею, в сентябре 2022 года, появились две новости — первая. Подземного перехода между старой и новой «Академическими» НЕ БУДЕТ. Власти решили сэкономить. Для перехода надо будет выйти на улицу, ПРОЙТИ по ней до входа на соседнюю станцию, и спуститься вниз. Учитывая, что расстояние для прогулки — метров сто, звучит не так страшно. НО! Все, кто знает район, должны быть в холодном поту — сотни тысяч человек ежедневно с утра до вечера будут преодолевать это расстояние. А те, кто никуда не торопится — еще и разгуливать по магазинам плюс по окрестным дворам в поисках... Да-да — туалета. Они же почти час ехали из Новой Москвы. Как думаете, им надо покурить? Облегчиться?.. Представляете себе весь этот ужас?

станция метро «Академическая»

Вот так власти решают проблему перехода для сотен тысяч пассажиров в сутки — просто прогуляйтесь по улице — не так уж и далеко...

Но. И этого мало. Старую станцию «Академическую» вовсе закроют. Нет, речь идет не о предстоящем ноябрьском закрытии на несколько дней, когда под ней будут копать тоннель новой линии. И не о таком же в декабре 2022 — январе 2023 года, когда будут копать второй тоннель. Нет. После открытия новой линии «Академическую» закроют на РЕМОНТ, который понадобится для укрепления её конструкций, чтобы они не рухнули на проведенную под ними новую линию. И реконструкция будет идти не меньше года. И, как показывает практика, затянется года на полтора точно.

Ну? Вам не грустно? Вам не грустно от того, что Собянин и его недалекие помощники просто взяли и лишили часть москвичей привычных удобств ради повышения прибыли от продажи человейников где-то в чистых полях за МКАДом? Просто, одним росчерком пера, плюя на все протесты, наврав с три короба...

станция метро «Академическая»

Растущие за МКАД как грибы человейники. Фото сделал в 2019 году.

Но не хочется заканчивать так печально. Напоследок одна из моих любимых фотографий района — вид от метро «Профсоюзная», которая так же празднует в октябре 60-летие. Посмотрите, какой простор, сколько мечт для людей Москвы 1960-х годов на счастливую жизнь открывается...

станция метро «Академическая»

Профсоюзная улица у метро «Профсоюзная», 1964 г.

А это уже мой аналогичный снимок 2021 года. На первом плане оранжевая башня реновационного дома, который прозвали «кирпич». Такие заменят все убегающие вдаль хрущовки с предыдущего фото. И этот «кирпич», что на моем снимке, будет самым низким домом среди новых собянинских человейников в этом квартале...

Что-то всё равно закончил печально

Ну, еще раз поздравим юбиляра тогда...

станция метро «Академическая»

Cнимок 2021 года. На первом плане оранжевая башня реновационного дома, который прозвали «кирпич».

станция метро «Академическая»

Памятная табличка на станции «Академическая». Фото сделал в октябре 2022 г.

Респект автору материала (и фото): IPAAT

Добавить комментарий

Для комментирования материалов регистрация на сайте не нужна. Правила публикации: наличие здравого смысла. Спам удаляется, спамерам: бан по ip навсегда. Email комментаторов не публикуется.